![]() |
Ученики (дети и внуки тех, кого учила Мария Максимовна) часто навещали ее |
Работать Мария Максимовна начала в 1937 году, после окончания Колпашевского педагогического училища. Молоденькой учительницей вернулась в родной Молчановский район. В то время он был Кривошеинским. Заведовала Чагинской начальной школой. «Работали мы двое. Председателем сельского Совета был Александр Шелудяков. Такой хороший человек! По его указанию «прикрепили» нас, учительниц, к маслозаводу и давали немного масла. Дровами обеспечивали. Уважали учителей, заботились о них, как могли», - вспоминала старенькая учительница.

«Село большое. Какая жизнь была! Село стояло как бы в центре близлежащих деревень, поэтому и церковь в своё время здесь построили. Дружно жили. Молодёжи много было. Собирались после работы в клубе. Песни, танцы разные, частушки, игры всякие. Такая жизнь наша интересная была: и работать могли, и отдыхать умели», - говорила она.
И вот однажды в отпуск к родителям в Колбинку приехал бравый парень Михаил Афанасьевич Кондратюк. На то время он уже несколько лет отслужил на Востоке в рядах Красной Армии, был артиллеристом. «Мы познакомились, подружились. А в 1940 году поженились», - рассказывает она.

Вернулась Мария, а место в школе уже занято. Делать нечего. Поехала заведующей в Стрежевскую школу, что на Чулыме. Рассказывает, что работали вдвоем с Мигуновой Агреппиной. Школа хорошая, большая. В 1941 году там случилось сильное наводнение. Ученики на обласках к школе подъезжали. В классах на полу вода выступала. Положили поверх пола плахи и так учились - под ногами вода хлюпала.
Война. Учебных принадлежностей нет, тетрадей - тоже. Чернила варят из коры. Пишут кто на чём, даже в книгах, между строчек. Занимаются при лампах. Но очень стараются. И ученики, и учителя.
«Помню, как красиво писали дети у учителя Грейжа. Очень красиво писали! Ходили ученики в чём придётся. Одежонки, обуви почти никакой. Техничка Кондрашова такие вкусные пирожки с калиной пекла. Дружно жили, как одна семья», - рассказывала Мария Максимовна.
Вскоре молодого педагога-руководителя перевели в Тювинскую начальную школу, заведующей, и там она проработала всю войну.
«Время военное, трудное было. Голод, картошка и та не родилась. Дети приносили из дома, кто что мог, в школе кипятили чай, тем и питались на переменах. Учились и работали, помогали колхозу убирать урожай, собирали колоски, копали картошку, собирали макулатуру, берёзовую почку. Вечерами с девочками шили кисеты, отправляли на фронт. Работали без устали, на совесть. Времени на отдых не было. Жили бедно, но дружно. Отец, бывало, поедет в город, мне ботиночки купит. А так почти все в лаптях ходили. Я жила на квартире у бабушки Копытовой. Такая хорошая бабушка была! Держала корову. Мы намоем картошки, хоть и мелкой, бабушка её на сковородку, сметанкой зальёт и в печь. Как вкусно было! Такая хорошая бабушка была...».
Учитель на селе - первый помощник людям. С любыми вопросами - к нему. «Во время войны я и письма на фронт писала по просьбам женщин, и читала письма, приходившие с фронта, и по погибшим плакали вместе. Всякое было. Стремились люди к лучшему. Так вместе и войну пережили», - рассказывала учительница.
Всю войну Мария Максимовна получала письма от Михаила Афанасьевича. Но не виделись они 4 с половиной года.
«Я боялась, что не узнаем друг друга. Подошёл пароход - увидела его, узнала. Стоит с двумя чемоданами. Встретились! В райкоме партии секретарём тогда работал Марьянов. Он дал машину, мы, счастливые, поехали к его родителям в Колбинку. Вот и в нашу семью пришла радость! И самое удивительное, что всю войну прошёл Михаил Афанасьевич, и ни одного ранения не получил, только контузию одну».

Последняя запись в ее трудовой книжке датирована 1 сентября 1974 года.
В семейном архиве Марии Максимовны даже после ее ухода хранится множество почётных грамот. Но самые дорогие награды - медаль «За долголетнюю и безупречную работу» и знак «Отличник народного просвещения».
Со своим Мишенькой они прожили 61 год. Родили детей, успели понянчить внуков и даже правнуков. Пережила его Мария… А недавно и сама ушла. Тихо и незаметно.
… В своих рассказах школьникам, которые ее навещали, учительница часто вспоминала бывших учеников. Называла фамилии, имена. Горевала, если кого-то могла запамятовать, а еще признавалась, что на ее пути в большинстве своем встречались только хорошие люди.
«Вот однажды расчищаю дорожку, идёт какой-то парень. Остановился: "Дайте, я Вам помогу". Быстро снег расчистил. Я спрашиваю: "Как звать тебя? Как поблагодарить?". А он - "Я просто прохожий". Так и не сказал своего имени. А я тогда подумала: «Какого хорошего сына воспитали родители».
Светлая память настоящему педагогу и удивительному человеку…
За фото Марии Максимовны
и цитаты
из ее интервью разных лет редакция выражает
благодарность ребятам из
подросткового клуба «Горящие сердца»
и лично их руководителю Синьковой Любовь
Павловне.