- Пройти маршрутом Евфросиньи Керсновской я считала личным долгом на протяжении 30 лет. С тех пор, как в первый раз прочитала ее книгу. Что-то я читала сама, что-то Евфросинья Антоновна рассказывала лично. На тот момент у нее было плохое зрение, но она продолжала вести насыщенную жизнь: слушать радио, интересоваться новостями… Было интересно все, но именно момент побега захватил больше всего. Эти сцены сразу сложились в голове как современный трейлер к фильму. Так появилась мечта. Нет, не снять фильм, а пройти этим же маршрутом. И пусть я понимала, что сделаю это частично на машине, частично в хорошей экипировке, а не пешком и полуголодная, но я все равно хотела узнать, что же тогда испытала Евфросинья…Моя мечта сбылась, спустя почти 30 лет.
Дарья Чапковская |
В фильме нет прямой исторической передачи, к тому же в нем будет рассказана не только история Евфросинии Антоновны. В картину войдут истории людей, которых она упоминает. Конечно, мы хотели попробовать отыскать максимальное количество потомков, но потом с горечью слышали, что опоздали на 15-20 лет, потому что «когда была жива такая-то или такой-то – они бы обязательно все рассказали, а сейчас уже никого нет….».

А вот данные про начальника леспромхоза Алексея Дмитриевича Хохрина, который тиранил и издевался над ссыльными, бесследно исчезли. Также как пропал след его жены и дочки Любы, которой в то время было 9 лет и которая теоретически еще может быть жива. Я слышала такую мысль, что о палачах памяти не остается. И это, наверное, правда. Потому что о Хохрине не сохранилось даже воспоминаний. Совсем.
К сожалению, не все жители Молчановского района соглашались общаться со съемочной группой. Причина одна – даже спустя больше 70 лет старикам сложно вспоминать то время и тот пережитый ужас. Для себя я поняла, что дети спецпоселенцев имели более тяжелую судьбу, чем их родители. Потому что если спецпоселенцы хотя бы видели лучшую жизнь, то их дети уже нет,

Я слушала этих людей и думала: «Как же они выжили?», а мне все рассказывали и рассказывали, а потом вдруг начинали шутить или даже петь. И я понимала, что так они и выжили, просто сохранив эту веру в жизнь.
Однако, не смотря на то, что многие исторические реалии в Сибири сохранились: в Суйге, например, остались улица, по которой убегала Керсновская, и некоторые дома, в которых жили ссыльные – кинематографисты констатируют, что общая память все равно уходит.
![]() |
Домик в Суйге |
Мы обязательно приедем к вам во второй раз. Скорее всего, это будет в феврале будущего года. И я точно еще хотя бы раз побываю в Суйге…
А пока выражаю огромную благодарность начальнику Отдела культуры Молчановского района Ирине Захаренко, Главе Суйгинского сельского поселения Владимиру Байрак, семье Веры Хадановой и всем молчановцам и суйгинцам, которые помогали в работе над проектом. Мы сделали большое дело! Спасибо вам!
Узнать дополнительную информацию, а также прочитать рассказы Евфросиньи Керсновской вы можете на официальном сайте.