Молодой диспетчер Петр Самарин |
В аэропорту села в конце 80-ых была своя метеослужба (вторая находилась в самом райцентре), работали кассир, механик, радист, диспетчер. Все сотрудники регулярно проходили обучение и курсы повышения квалификации.
За работой |
Сохранилось множество воспоминаний о том, как проходили полеты малой авиации в нашем района. Примечательно, что начало первым полетам было положено еще… в 1931 году. А первый рейс был осуществлён до Колпашево.
В своей статье «Над тайгой», опубликованной в книге «Нарым. Очерки и статьи» (издана в 1936 году), И. Лапоногов вот так описывает свой первый полёт в Каргасок на самолете АНТ-9: « ... Это было 7 января 1932 года, в день открытия воздушного пути Новосибирск-Колпашево. Маршрут полёта отмечен на десятивёрстке резкой красной линией. Она шла параллельно Оби, через Батурино, Богородск, устье Томи, Могочинский завод, Колпашево, Нарым, Каргасок… День, помню, стоял морозный. Мороз мешал наладить моторы. Они нагревались очень плохо, а запускались еще хуже...Короче говоря, самолёт приготовили к полёту на два часа позже намеченного срока. Времени осталось ровно столько, сколько нужно на полёт от Новосибирска до Каргаска… Старт мне дали только в двенадцать часов. Я торопливо сделал над аэродромом два круга и пошел вперед. На высоте 600 метров стал на курс маршрута. На борту машины кроме двух мешков почты и теплых моторных чехлов, ничего не было...».
Бортовой журнал "Аэрофлота" за 1939 год, где хорошо видно, что самолеты этой АК летали и в нашу область |
А вот что рассказывал пилот Г. И. Иванов: «Первое января 1933 года. Задание: лететь в Колпашево - Центр далекого Нарымского округа. Над Обью туман, термометр показывает 40 градусов ниже нуля. Выруливаю на старт. Даю моторам газ. АНТ-9, прыгая по сугробам, набирает скорость. И вот мы над туманным Новосибирском, над Обью, над хуторами и сёлами, чернеющими на крутых берегах реки. Под нами тайга. Курс — на север, в район, куда летом трое суток пути на пароходе. Но нет в нас, во мне и бортмеханике Харламове, соревновательской «вражды» к пароходу. Мы знаем наш самолёт АНТ-9. Тайга редеет. Лента Оби разветвляет на рукава. Внизу на реке попадаются группы рыбаков, подводы. Гужевая магистраль идет в основном по Томи и Оби. Пролетаем Кривошеино, затем Молчаново. Начавшаяся сильная метель заставляет нас несколько снизиться. Узнаем под собой лесопильный завод. Борясь с метелью, долетаем через полчаса в Колпашево. Мы у цели. Снижаюсь до 200 метров и иду на посадку. Самолёт, мягко коснувшись лыжами снежного наката, остановился. И еще не успела улечься дрожь мотора, как нас уже со всех сторон облепило колпашевское население, шумно приветствующее самолёт и его водителей. Пароход идет до Колпашево трое суток. Мы покрыли это расстояние в несколько часов. Это было сделано в первый день второй пятилетки, и в этом был символ распространения авиасвязи во второй пятилетке далеко на север Западной Сибири».
Сегодня от бывшего аэропорта в Молчаново почти ничего не осталось, а молодежь, родившаяся в селе после развала малой авиации, часто даже не знает, что практически от их дома когда-то летали настоящие самолеты. Для многих «район аэропорта» - это просто название отдаленных улиц. А жаль…
В материале использованы отрывки из книги С. Беляева "Нарымское небо".
Фото: Личный архив П.С. Самарина, С.К. Беляева
Комментарии 3